Независимая оценка качества образования

Принципы проведения оценки качества образования

Независимая оценка качества образовательной деятельности

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.

Результаты исследования. Оценка - это познавательная деятельность, которая осуществляется после проведения четко определенных и обозначенных процедур, с целью вынесения суждения о чем-либо и проводимая для получения эффекта, ощутимого за пределами рассматриваемой области. Оценка может иметь синтетическую и аналитическую функции.

Если оценка имеет синтетическую функцию, она ориентирована на улучшение практики ведения дел, усовершенствование ее структуры и процедуры, а также изменение, плохо работающие составляющие. Такая оценка, по сути, основана на экспертных оценках качества, даже если она зависит от неких данных или показателей. В заключение обычно даются некие рекомендации. Оценщики играют роль участника процесса или ответственного за процесс контроля.

Если оценка выполняет аналитическую функцию, то основное внимание уделяется отчетности в процессе сертификации или (в некоторых случаях) аттестации, аккредитации. Такая оценка основывается на данных и показателях, содержит заключения и суждения. Оценщики играют роль нейтрального наблюдателя и внимательно относятся к результатам проверки [3].

По нашему мнению, в процессе оценки можно выделить следующие компоненты:

  1. основания для проведения, т.е. выявление адресата процедуры оценки; основной функции оценки;
  2. определение основной цели учреждения, работу которого оценивают, т.е. на что должна быть ориентирована оценка; внутренняя эффективность - сравнение первоначально определенных задач с результатами работы по программе; внешняя эффективность - сравнение поступивших извне требований с результатами работы по программе на предмет соответствия;
  3. инструменты, используемые для вынесения решений (знание системы ценностей в оцениваемой организации; определение показателей, которые описывают основные цели, связанные с системой ценностей организации; знание способов сбора информации, на основании которой можно сделать выводы и вынести решения (конструктивные, объединяющие или смешанного типа) на базе фактических данных) [3].

Выяснено, что качество образования нельзя измерять в отрыве от качества жизни. Качественное образование проявляется в качестве человеческой жизни, в общественном благополучии, экономическом и социальном статусе, как потребителя образовательной услуги, так и всей страны [2]. В основу оценки качества образования в школе-интернате может быть положена совокупность следующих принципов.

1. Принцип системности, то есть отношение к оценке качества образования как к системе, имеющей две составляющие.

Первая составляющая - это оценка качества образования внешними компетентными экспертами (специалистами органов управления образованием, государственных и муниципальных органов власти и др.).

Вторая составляющая - это оценка качества образования субъектами управления школой-интернатом. Условием глубокого изучения структуры системы, ее качественного анализа является определение свойств системы [1].

Мы предлагаем выделить следующие свойства оценки качества образования как системы:

  1. первичность целого (системы), то есть не компоненты образуют целое (систему), а целое делает возможным существование компонентов: индивидуальная программа психолого-медико-педагогической реабилитации; психолого-медико-педагогический консилиум; абилитационно-воспитательное пространство школы-интерната и т.д.;
  2. неаддитивность - не сводимость свойств системы к сумме свойств, составляющих ее компонентов и не выводимость свойств целостной системы из свойств компонентов, то есть каждый компонент может рассматриваться только во взаимосвязи с другими компонентами системы. На практике - это может проявляться в интеграции учебной и воспитательной работы; подготовке и реализации сопряженных образовательных программ и т.п.;
  3. сложность структуры системы, которая характеризуется многообразием компонентов и связей; сложностью поведения и неаддитивностью свойств; объемом информации, необходимой для управления и другим (наличие положений об основных направлениях деятельности - учебной, научной, методической, воспитательной школы-интерната; структура подготовки кадров; структура учебных планов и т.д.);
  4. вертикальная целостность системы, то есть количество уровней иерархии и степень их взаимосвязи; степень влияния субъекта управления на объект. На практике это проявляется в том, что оценку качества образования дают как субъекты управления школой-интернатом, так и внешние компетентные эксперты. Руководители школой-интернатом должны обеспечить единство целей всех участников процедуры оценки качества образования;

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie